Мотопомпы — высокопроизводительные насосы с двигателями внутреннего сгорания

Мотопомпами называют самовсасывающие насосы для перекачивания больших объемов жидкостей, оснащенные силовым агрегатом и предназначенные для автономной работы. В качестве силового агрегата в мотопомпах используются двигатели внутреннего сгорания (ДВС). Мотопомпы широко применяются для решения как промышленных, так и бытовых задач. Такие агрегаты обычно используются при выполнении работ по перекачке жидкостей на участках, где отсутствует электроснабжение.

Конструкция и принцип действия мотопомпы 

Мотопомпа — это единый агрегат, конструктивно состоящий из:

  • рамы, на которой крепятся все механизмы;
  • насоса;
  • напорного рукава, отводящего жидкость;
  • всасывающего рукава, подводящего жидкость;
  • двигателя (мотора).

Насос может быть центробежным или мембранным, а двигатель — дизельным или бензиновым. Хотя часто мотопомпами называют и насосы с электрическим приводом.

Центробежный насос — это корпус с лопастным винтом внутри и с двумя патрубками. К патрубкам подсоединяются всасывающий и выпускной шланги, по которым подводится и отводится перекачиваемая жидкость. Винт, соединенный с двигателем, вращаясь, создает центробежную силу, под действием которой жидкость перемещается к периферии. Там образуется повышенное давление, выталкивающее жидкость в напорный патрубок и выпускной шланг. В центральной части камеры образуется область низкого давления, и в нее поступает порция жидкости из всасывающего патрубка.

Если в мотопомпе используется мембранный насос, то разница давлений и перемещение жидкости обеспечивается за счет согласованного изменения положения двух гибких мембран.

Тип используемого двигателя существенно влияет на производительность всего агрегата.

Мотопомпы с бензиновым двигателем используются для промышленных и бытовых нужд для обслуживания небольших площадей. В них могут применяться двухтактные или четырёхтактные моторы, работающие на чистом бензине или смеси его с машинным маслом.

Мотопомпы с дизельным двигателем мощнее бензиновых, имеют более высокий КПД. Их применяют при необходимости перекачивать большие объемы жидкости.

Выделяемые часто в отдельную категорию высоконапорные мотопомпы выпускаются с обоими видами ДВС. Они характеризуются большой мощностью и способны обеспечить высокое давление в системе. Такие мотопомпы применяются при тушении пожаров и при проведении ирригационных работ.

Конструкция мотопомпы

 

Классификация и основные характеристики мотопомп

Помимо того, что мотопомпы различают по типу используемых в них насоса и двигателя, существуют еще ряд признаков, по которым их классифицируют.

По производственному назначению:

  • Для перекачки чистой или незначительно загрязненной воды — это преимущественно бытовые или производственные агрегаты, работающие в системах водоснабжения и пропускающие воду с частицами, размер которых не превышает 5 мм. Они отличаются невысокой мощностью, большим моторесурсом, практически не нуждаются в техническом обслуживании.
  • Для сильно загрязненной воды — это может быть вода с содержанием ила, песка и даже мелких камней (до 30 мм). Применяются в ирригации в сельском хозяйстве, для промывки грунтов, дренажа. Требуют экономичного и мощного двигателя, отличаются высокой производительностью и нечувствительностью к климатическим изменениям.
  • Для соленой, морской воды или агрессивных жидкостей (щелочей, кислот и пр.). В таких мотопомпах корпус насоса выполнен из антикоррозионного материала.
  • Для перекачивания вязких жидкостей.
  • Высоконапорные (пожарные) помпы имеют мощные двигатели и высокопроизводительные насосы, они характеризуются высоким КПД и поднимают воду на большую высоту (до 90 м).

Кроме типа насоса, двигателя и назначения мотопомпы при выборе агрегата учитываются его следующие основные характеристики:

  • Производительность — объем жидкости в единицу времени, перемещаемый мотопомпой.
  • Напор — высота, на которую мотопомпа способна поднять жидкость. Нормальный напор обычных мотопомп — 25–30 м, высоконапорных может достигать 90 м.
  • Глубина всасывания — расстояние от уровня перекачиваемой жидкости до всасывающего отверстия агрегата. Обычно составляет 7–8 м.
  • Условный диаметр прохода патрубков — у различных моделей составляет от 25 до 100 мм (1–4 дюйма).
  • Шумность работы — у мощных мотопомп может составить до 85 дБ, у малошумящих агрегатов не превышает 30 дБ.
  • Максимально допустимая температура перекачиваемой жидкости — обычно не выше 90°C.
  • Мощность двигателя — параметр устройства, определяющий его производительность, может составлять от 1 л. с. до 12–13 л. с.
  • Объем топливного бака — величина, определяющая время работы агрегата без дозаправки, для большинства моделей лежит в пределах 2–6 дм3.
  • Расход топлива — у бытовых мотопомп составляет 1–2 л/ч, у высоконапорных и высокопроизводительных — до 4–5 л/ч.
  • Масса и габариты — характеристики, определяющие компактность и мобильность агрегата.

 

Преимущества мотопомп и их недостатки

Большое количество достоинств мотопомп позволяет им быть весьма востребованными как различными отраслями промышленности и сельского хозяйства, так и в быту. К их основным преимуществам перед другим насосным оборудованием относятся:

  • Мобильность — мотопомпы небольшие по размеру и массе, применяемы в быту, легко доставляются к месту использования без посторонней помощи, более крупные модели, как правило, имеют разборную конструкцию.
  • Автономность — мотопомпы, использующие в качестве силовых агрегатов ДВС, не зависят от электроснабжения, что позволяет их использовать там, где нет электричества, или при сбоях в подаче электроэнергии.
  • Надежность и долговечность — отработанная, проверенная долголетним опытом применения конструкция насосной и двигательной частей в сочетании с современными материалами и технологиями производства обеспечивают агрегатам долгий срок службы при сохранении эксплуатационных характеристик.
  • Простота в эксплуатации и легкость обслуживания — для качественной и надежной работы мотопомпы достаточно ее вовремя заправлять топливом и не допускать загрязнений оборудования, ослабления крепежных элементов и нарушения герметичности соединений.

Недостатком мотопомп обычно называют необходимость заправки их топливом, но именно этот «недостаток» и обеспечивает им такое достоинство, как автономность!

 



Warning: include(com_content/index.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/testnas/salepump.ru/docs/templates/yoo_avenue/layouts/theme.php on line 149

Warning: include(): Failed opening 'com_content/index.php' for inclusion (include_path='.:/home/testnas/salepump.ru/php') in /home/testnas/salepump.ru/docs/templates/yoo_avenue/layouts/theme.php on line 149